Страсбург в средние века
В средние века Страсбург это средний, процветающий
город. Средневековый Страсбург пережил четыре последовательных
увеличения:
С 1202 по 1220, Страсбург обогащается кварталами вокруг
церквей Святого Старого и Молодого Петра. Многочисленные
башни укрепления построены в этой эпохе, и исчезнут
из городского пейзажа Страсбурга лишь в 19 веке.
Начиная с 1228, окраинные кварталы также становятся
неотъемлимой частью Страсбурга. Набережная Водителей
баржи, улица Мясников или Золотая улица свидетельствуют
о существовавших в то время многочисленных корпорациях
и об их значимой роли в жизни Страсбурга.
К 1370-1390, к концу Столетней войны, Страсбург опасается
вторжения банд грабителей, которые появились по Франции.
В связи с этим власти решают обезопасить Страсбург
с северной и западной стороны.
Последнее расширение Страсбурга датируется 1387-1441
годами. Это расширение касалось квартала Крутено (Кrutenau),
в котором обитали рыболовы и огородники. Последующее
расширение Страсбурга произошло лишь в 19 веке.
Средние века считаются золотой эпохой для Страсбурга.
Страсбург богат речными и дорожными путями, благодаря
чему является центром активной торговли.
Вино Эльзаса уже в те времена было известно в Германии,
в Нидерландах, в Англии и в Скандинавии. Страсбург
также экспортирует текстиль и злаки, а взамен импортирует
многочисленные предметы роскоши, такие как стекло,
кожа, меха, шелковые ткани и пряности. Здание бывшей
таможни Страсбурга один из редких свидетелей этой
цветущей речной торговли. Расположенное на берегах
Лилля (река в Страсбурге), оно было построено в 1358
году для взимания и хранения пошлин с товаров, привозимых
в Страсбург. Полностью разрушенному бомбардировками
1944 года, зданию был возвращен его первоначальный
вид в 1956 году.
Четыре века понадобилось, чтобы построить собор Страсбурга.
Строительство начатое в 1015 году, будет закончено
лишь в 1439. Это длительное строительство привело
к тому, что на сегодняшний день собор являет собой
синтез художественных течений: романского, готического
и французского искусства. Также собор Страсбурга свидетельствует
о насыщенной религиозной и художественной жизни в
то время.
Страсбург весь окружен церквями, которые были построены
в разные века монахами или знатными семьями. Самые
старинными являются церкви Святого Старого и Молодого
Петра и церковь Святого Тома. Эти многочисленные памятники
свидетельствуют, что в эту эпоху искусство находилось
на служении церкви.
Что касается интеллектуальной жизни, то в 15 веке
происходит революция типографии (Жан Гутенбург). Страсбург
становится столицей типографии. В конце средних веков
Страсбург насчитывает около пятидесяти печатающих
устройств. Также в эти года Страсбург ожидает приход
протестантской реформы.
В начале 18 века вспыхивает конфликт между католиками
и протестантами. В 1618 начинается Тридцатилетняя
Война. В 1631, Страсбург выступает в защиту протестантизма.
Однако сопротивление города сломлено и Страсбург подписывает
капитуляцию 30 сентября 1681. Страсбург под правлением
Франции, Луи XIV . Страсбург подписывает договор,
по которому городу остаются существенные политические
и религиозные права, однако Страсбургу запрещается
иметь собственную артиллерию и в городе остаются французские
гарнизоны.
В последующие годы Страсбург зарождается заново. После
Тридцатилетней Войны Страсбург возрождается, повышается
благополучие горожан. Постоянное присутствие в город
войск французской армии порождает удивительную активность
населения. Префект Страсбурга Лезэ-Марнезия (Lezay-Marnesia)
способствует интенсивному развитию города. Он также
всячески поощряет выращивание сахарной свеклы, хмеля
и табака. Страсбург становится настоящим складом для
всех этих товаров. Также в Страсбурге развивается
сеть дорог.
В эти годы был построен канал от Рона до Рейна - мост
Страсбург - Кель.
В архитектуре теперь используется железо и чугун.
Примером служит мост Святого Тома, построенный в 1841
году в Страсбурге. Строится множество дорогих отелей
и зданий.
Страсбург также становится и культурным и научным
центром - здесь построены Новая Опера и Консерватория,
возрождается Университет. Искусство и науки защищены.
С 1800 по 1870 г. г., Страсбург сильно меняет свой
облик. Закончено строительство Садов Оранжереи и бульвар
Брогли (Broglie). В 1840 г. в Страсбурге установливаются
статуи Гутенбурга (Gutenberg) и Клебера (Kleber);
их автор - скульптор Филипп Грасс. Даже улицы Страсбурга
видоизменяются: они оснащены тротуарами и фонарями.
В 1870 году Страсбург атакуют немецкие войска - в
течение трех дней город подвергается интенсивному
обстрелу. Страсбург не был готов к этой атаке, в городе
нехватка продовольствия, многие здания разрушены,
в городе множество убитых, раненых, больных. Французские
войска оставляют Страсбург и он переходит к Германии.
Весь регион Эльзас - Лотарингия присоединен к Германии.
Разрушенный Страсбург нуждается в восстановлении.
Начинается строительство магистралей, разделенных
зелеными парками, и таким образом территория Страсбурга
утраивается. Площадь Республики становится границей
между старым и новым городом, а университетская библиотека
Страсбурга - одним из наиболее гармоничных зданий.
Власти Германии видят Страсбург как столицу региона
Эльзас - Лотарингия, как торжество Немецкой Империи.
Начиная с 1912 года, начинаются работы по строительству
транспортных коммуникаций. В Страсбурге проложены
широкие проспекты с посаженными по краям деревьями.
Построен новый вокзал. Политически спорный вопрос
об эльзасском народе сопровождается культурным протестом.
Озабоченные сохранностью своей культуры, жители Страсбурга
основывают эльзасский музей, охранявший региональные
традиции. В это же время в Страсбурге рождается театр
Эльзаса.
Страсбург - город современности, седьмой по величине
город Франции, департамента Нижнего Рейна, интеллектуальная
и экономическая столица Эльзаса. Географически Страсбург
расположен в центре международных транспортных коммуникаций,
на стыке латинской и германской цивилизаций и вся
его история подтверждает его значимость. Поэтому совершенно
естественно, что Страсбург был выбран центром размещения
большинства европейских учреждений.
Старый Страсбург был занесен ЮНЕСКО в декабре 1988
года в список мирового наследия под названием "
Страсбург - Большой Остров ", и это уже семнадцатый
город Франции, внесенный в этот список.
Страсбург - это город, который не оставляет никого
безразличным. Поэты и писатели в этом не ошиблись.
Согласно Пьеру Мак Орлан, " В Страсбурге воздух,
которым мы дышим, смешан с удивительной, трогательной
чувственностью".
Для Гете, Страсбург - это город " который приводит
душу в движение ".
Что касается Жана Эжен, то он отмечает, что "
одной из привлекательностью Страсбурга, является то,
что иностранец чувствует себя там приятно не в своей
тарелке и абсолютно в то же время как у себя дома
".
Маленькая Франция
Это наиболее живописный квартал старого Страсбурга.
Некогда квартал рыболовов, мельников и кожевенников,
это маленький оазис в самом центре города. На улицах
Маленькой Франции чередуются дома XVI-го и XVII-го
веков, с просторными внутренними дворами, с большими
наклонными крышами.
Страсбург - Европейский Город
Нью-Йорк, Женева и Страсбург - вот единственные города
в мире, в которых находятся самые крупные международные
организации, и которые одновременно не являются столицами
государств. Выбор Страсбурга как европейской столицы
на следующий день после Второй Мировой Войны был не
случаен, Страсбург был эмблемой примирения между народами
и будущего Европы. Страсбург может рассказать многое:
прошлое, архитектура, искусство, традиции, известные
люди. Каждый квартал, каждое здание в Страсбурге напоминает
о богатом прошлом этого города, который в 1988 праздновал
свои 2000 лет.
Caroline Izel
Дело было в Рибовилье, этой осенью. Местный винодел
Жан Сипп зашел в свой дегустационный магазин и случайно
застал нас за распитием его божественного гевюрцтраминера
1997 года. И как-то так, слово за слово, вышло, что
он схватил нас за руки, усадил в свой джип и повез
вверх по Вогезам показывать свои виноградники.
Фамилия Сиппов владеет землями в Рибовилье с XVI
века, и, наверное, не один такой Жан Сипп с той же
гордостью, что и нынешний, показывал путешественникам
свои владения. Мы стояли на вершине красивого холма,
и под нами до горизонта, где нес свои воды Рейн, в
нежном тумане расстилалась равнина, как будто аккуратно
расчесанная гребешком. И - как будто кто-то зачерпывал
из гигантской корзины и горстями бросал их на землю
- в бесконечных виноградниках то там, то здесь виднелись
маленькие городки с обязательным шпилем старинного
собора. А Жан Сипп, срывая и отправляя в рот поздние
сладкие виноградины, все спрашивал: «Ну как?» Ну как,
как... Прекрасно.
Глядя на эту безмятежность, даже сложно се6е представить,
что не так давно на этой земле разыгрывались настоящие
трагедии. Говорят, чтобы понять Эльзас, нужно знать
его прошлое, знать про то, как в течение нескольких
веков он был яблоком раздора между Францией и Германией,
как переходил из рук в руки и как во времена всех
великих войн он выступал буфером между двумя великими
странами («Эльзас и Лотарингия - мир без аннексий
и контрибуций!», помните?). Как следствие - сегодня
большинство эльзасцев не считает себя ни французами,
ни немцами. И города их, в три улицы, называются странными,
не разберешь какого происхождения, названиями: Риквир,
Ирсинге, Вальдинхофен, Руффах.
Кстати, о названиях. Есть тут и такое - Вайль-на-Рейне.
Отсюда, говорят, вышли все Вайли, какие есть в мире:
и Курт Вайль, и Симона Вайль, и в том числе наш, Петр.
Он рассказывал семейную легенду про то, что все русские
Вайли произошли от эльзасского солдата-бара6анщика,
который в 1812 году с Наполеоном попал в Россию, но
в Витебске заболел, отстал от армии, женился на русской
да так и остался. Но всего этого не видно, если смотреть
на Эльзас с красивого холма. Если смотреть вот так,
с холма, то кажется, можно увидеть саму сущность здешней
жизни - такой покойной, такой счастливой, что даже
становится как будто не по себе. Начинается какое-то
томление, и вообще похоже на влюбленность. Даже не
знаю, как бы нам удалось с этим справиться, если бы
не дело, с которым мы с Машей приехали в Эльзас.
Маша Салина, моя спутница, несколько лет назад придумала
компанию «Культпоход», чем очень облегчила жизнь тех,
кто любит время от времени съездить на премьеру в
Ла Скала (или на Цветочную ярмарку в Челси, на Уимблдонский
турнир, гонки «Формулы-1 », на карнавалы, скачки и
прочие культурно-массовые мероприятия). Маше как никому
другому известно вот что: ежедневно в мире происходят
сотни интереснейших событий. И если, отправляясь в
путешествие, полюбопытствовать заранее, всегда можно
провести время не только приятно, но и интересно.
За этим мы и приехали в Эльзас, ведь здесь, помимо
того, что могут зафиксировать географические справочники,
есть еще по меньшей мере три сотни «неучтенных» праздников
в год. Их и перечислить-то сложно, зато не сложно
застать, попав в Эльзас.